05-07-2023
Лора | |
Laura | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Отто Премингер |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
88 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0037008 |
«Лора», или «Лаура» (англ. Laura) — американский кинодетектив Отто Премингера, который был снят по одноимённому роману Веры Каспери в 1944 году. Ввиду неувядающей популярности этого фильма-нуара Библиотека Конгресса в 1999 году включила «Лору» в Национальный реестр фильмов, а Американский киноинститут относит ленту к числу лучших детективов в истории Голливуда. В некоторых странах фильм шёл в прокате под названием «Головокружение».
Содержание |
Лейтенант полиции Макферсон (Дана Эндрюс) направлен расследовать сенсационное убийство молодой и успешной бизнесвумен, Лоры Хант (Джин Тирни). Неизвестный поздно вечером вошёл в её квартиру и выстрелил ей прямо в лицо из ружья. Среди подозреваемых — её беспутный жених Шелби Карпентер (Винсент Прайс) и острый на язык репортёр Уолдо Лайдекер (Клифтон Уэбб), выведший красотку «в люди».
По мере того, как знакомые Лоры рассказывают детективу о ней (первая часть фильма состоит из череды флешбеков), тот всё больше проникается симпатией к покойной и даже вечером приходит в её квартиру, чтобы поглазеть на её портрет. Впав в забытье под заветным портретом, он открывает глаза — и видит перед собой лицо Лоры, живой и невредимой. Она в недоумении расспрашивает его, кто он такой, и угрожает вызвать полицию…
Подобно «Касабланке», «Лора» снималась в обстановке студийных интриг и неразберихи на съёмочной площадке. Над сценарием поочередно работало не менее 5 человек, ввиду ограниченного бюджета на основные роли были взяты не самые известные актёры.
Фильм начал снимать Рубен Мамулян, но затем в кресле режиссёра его cменил продюсер Отто Премингер. Он подключил к работе над картиной нового оператора, Джозефа Лашеля (получившего за неё «Оскар»).
После долгих споров в качестве музыкального сопровождения была выбрана тема, сочинённая Дэвидом Рэксином; время подтвердило мудрость этого решения и песня стала джазовым стандартом. «Лора» — единственный фильм сороковых, музыка откуда вошла в список лучшей киномузыки от Американского института кино.
«Лору» принято относить к лучшим фильмам-нуарам, хотя это далеко не самый характерный образец жанра. Развитие сюжета роднит его с классическим интеллектуальным детективом, а не с «крутым» романом «чёрной школы»; действие разворачивается в мире светского гламура, вдали от преступного «дна». Тем не менее главные герои воплощают классические типажи нуара: детектив показан как резкий до бестактности циник, главная героиня — предмет одержимости мужчин — неправдоподобно идеализирована, а убийца, как нередко бывало в фильмах 1940-х, манерен до приторности (исполнитель его роли был известен как нетрадиционник).
Основной сюжетный ход «Лоры» — возвращение главного героя «с того света» — был подхвачен авторами детективов и ещё не раз обыгрывался в нуарах (ср. «Головокружение» Хичкока и «Третий человек» с О. Уэллсом). Сам Премингер продолжал снимать фильмы с Эндрюсом и Тирни в главных ролях до конца эпохи нуара, однако повторить успех «Лоры» не смог.
Фильмы Отто Премингера | |
---|---|
1940е | Лора (1944) • Падший ангел (1945) • Водоворот (1949) |
1950е | Там, где кончается тротуар (1950) • Ангельское личико (1952) • Река, не текущая вспять (1954) • Кармен Джонс (1954) • Человек с золотой рукой (1955) • Порги и Бесс (1959) • Анатомия убийства (1959) |
1960е | Исход (1960) • Совет и согласие (1962) • По опасным водам (1965) • Банни Лейк исчезает (1965) |
1970е | Розовый бутон (1975) |
Лора (фильм).