11-10-2023
Человек-зверь | |
La Bête humaine | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Раймонд Хаким |
Автор сценария |
Жан Ренуар |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Paris Film Production |
Длительность |
100 мин |
Страна | |
Язык |
французский |
Год | |
IMDb |
ID 0029957 |
Просмотр онлайн
|
|
«Челове́к-зверь» (фр. La Bête humaine) — фильм режиссёра Жана Ренуара, снятый во Франции в 1938 году. Драма по одноимённому роману Эмиля Золя.
Содержание |
Машинист локомотива Жак Лантье (Габен) страдает приступами немотивированной агрессии, особенно во взаимоотношениях с женщинами. Это расстройство приписывается потомственному алкоголизму небогатой семьи. Лантье влюблён в жену своего коллеги по железной дороге — молодую Северин Рубо (Симон). Однажды Жак в выходной день отправляется навестить свою крёстную мать (Класи́). В вагоне поезда он становится свидетелем того, как месье Рубо в темноте тоннельного перегона убивает своего начальника месье Гранмори. Последнее время Рубо был на грани увольнения. Его жена Северин, во избежании этого, согласилась на интимную близость с Гранмори — боссом своего мужа (при этом одновременно её крёстным). Рубо узнал об этом и заставил жену помочь ему совершить расчётливое убийство. Мадам Рубо сближается с Лантье и, откровенно намекая на сексуальное вознаграждение, заставляет его молчать об увиденном. Постепенно отношения Северин и Жака переходят в горячую страсть. Она предлагает ему убить своего мужа, но Лантье, уставший от манипуляций над своей волей, убивает любовницу. На следующий же рейс, разогнав локомотив до предельной скорости, он бросается из кабины под откос и погибает.
Одноимённый роман Золя является частью серии из 20 произведений об истории одной семьи на протяжении нескольких десятилетий французской истории. Фильм Ренуара тесно (но не детально) взаимосвязан с известным литературным первоисточником. И, вероятно, именно поэтому фильм остался в тени других шедевров режиссёра тех лет — «Великая иллюзия» (фр. La Grande illusion, 1937 год) и «Правила игры» (фр. La Règle du jeu, 1939 год). Являясь одним из главных выразителей идей натурализма в литературе, Золя исследует человеческие качества членов семьи, влияющих и проявляющихся в следующих поколениях. Жан Габен, великолепно исполняя роль Жака Лантье, тем не менее не смог бы донести всю предысторию страстей своих предков, рассказанную ранее его литературным автором. Понимая это, Ренуар отображает мощь и силу своего героя через необычные ракурсы съёмок локомотива: сокрушительная железная мощь и взрывная энергия машины, неудержимо несущаяся к предопределённому маршрутом конечному пункту.[1] Ренуар уделяет огромное место внешней атрибутике железной дороги: фильм начинается и заканчивается различными точками съёмки мчащегося поезда, детальная сцена движения по одному из перегонов достигает 10 минут. За это картина подвергась критике Сергея Эйзенштейна: «В этом фильме мы не увидели ничего из поразительной симфонии железных дорог, паровозов, рельсов, машинного масла, угля, пара и семафоров. При том, что соответствующего изобразительного мяса — паровозов, рельсов, семафоров — в фильме много, и снято все это с несомненной любовью. Социальные символы сумели подмять под себя поэзию железной дороги».[2] В целом фильм выдержан в духе поэтического реализма или, в терминологии критиков из США, пре-нуар.[3]
В 1939 году фильм номинировался на главный приз Венецианского кинофестиваля «Кубок Муссолини», но награды не получил.
Фильмы Жана Ренуара | |
---|---|
1920-е | Катрина, или Жизнь без радости (1924) • Дочь воды (1925) • Нана (1926) • Чарльстон (1927) • Маркитта (1927) • Лодырь (1928) • Девочка со спичками (1928) • Турнир (1928) • Блед (1929) |
1930-е | Ребенку дают слабительное (1931) • Сука (1931) • Ночь на перекрёстке (1932) • Будю, спасённый из воды (1932) • Шотар и Компания (1932) • Мадам Бовари (1933) • Тони (1935) • Преступление господина Ланжа (1936) • На дне (1936) • Жизнь принадлежит нам (1936) • Загородная прогулка (1936) • Великая иллюзия (1937) • Человек-зверь (1938) • Марсельеза (1938) • Правила игры (1939) |
1940-е | Стоячая вода (1941) • Эта земля моя (1943) • Южанин (1945) • Дневник горничной (1946) • Женщина на берегу (1947) |
1950-е | Река (1951) • Золотая карета (1952) • Французский канкан (1954) • Елена и мужчины (1956) • Завещание доктора Корделье (1959) • Завтрак на траве (1959) |
1960-е | Пришпиленный капрал (1962) • Работа Жана Ренуара с актёром (1968) |
1970-е | Маленький театр Жана Ренуара (1971) |
Человек-зверь.