Государственный надзор

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Государственный надзор (контроль) — это регулярный мониторинг специальными государственными органами и их должностными лицами за деятельностью неподчинённых им физических и юридических лиц, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов, в процессе которого могут применяться меры государственного принуждения[1][2][3].

Контроль и надзор

В законодательстве РФ эти понятия объединены, например: «государственный контроль (надзор)»[4], «санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)»[5]; «под функциями контроля и надзора понимается» [6], такая же ситуация прослеживается и в других нормативно-правовых актах, что позволяет, при наличии различий в дефинции этих двух понятий, определять их как двуединое явление[7][8][9].

Контроль — это регулярный способ наблюдения, анализа и проверки результатов деятельности объекта с последующей корректировкой при обнаружении отклонений[7][1][10].

Признаки:

  1. Органы контроля и субъект находятся в подчиненности / подконтрольности;
  2. Объект — законность, целесообразность действий контролируемого;
  3. Право контролирующий органов отменять решения субъектов и применять к ним меры административного воздействия[11];
  4. Возможность корректировки поведения контролируемого[1].

Надзор — это постоянное наблюдение и проверка действий объекта на соответствие предъявляемым требованиям[1]; вид контроля, с преобладанием наблюдательны функций[11].

Признаки:

  1. Проводит проверку реализации действующих нормативно-правовых актов в различных отраслях управления;
  2. Периодичность[11].
  3. Отсутствие подчинённости[10].

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[12] в случае обнаружения нарушений закона прокурором, в ходе осуществления им прокурорского надзора, принимаются меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, что означает возможность корректировки действий поднадзорного объекта при выявлении отклонений от заданных стандартов[1].

Нормативное определение

П.1 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» содержит определение государственного контроля (надзора):

Деятельность уполномоченных органов государственной власти<…>, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями <…> требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации<…>, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

[4]

Виды

  • Административный — наблюдение специально уполномоченными органами за соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления[2].
  • Прокурорский — осуществляется органами прокуратуры РФ в сфере государственного управления за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, и соответствию законодательству издаваемых ими правовых актов[2].

По отраслям:

  • Отраслевая (банковский надзор, государственный страховой надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор)
  • Межотраслевая надзорная деятельность (прокурорский надзор)[3]

По кругу лиц:

  • в отношении неопределённого круга лиц (физических и юридических) вне зависимости от подчинённости и формы собственности (например правил поведения в общественных местах);
  • в отношении определённого круга физических и юридических лиц, в том числе должностных (например правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия);
  • персонифицированный (например в отношении некоторых граждан, освобождённых из мест лишения свободы)[3].

Функции

  • мониторинг;
  • лицензионная;
  • регистрационная;
  • уведомительная;
  • регламентарная;
  • оценка соответствия управленческих действий законодательству[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Осипов, Большакова, 2015.
  2. 1 2 3 Макарейко, 2009.
  3. 1 2 3 4 Волков, 2015.
  4. ↑ Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  5. ст.2 «Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010)
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета. Федеральный выпуск №3425 (11 марта 2004). Проверено 11 января 2016.
  7. 1 2 Туровская, 2015.
  8. Архипов, 2007.
  9. Некоторые аспекты совершенствования правового регулирования государственного контроля и надзора // Актуальные вопросы современной науки. — 2011. — № 18.
  10. 1 2 Подшивалов, 2009.
  11. 1 2 3 Гусейнова, 2015.
  12. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) "О прокуратуре Российской Федерации".

Литература

  • Архипов, С. В. Проблемы разграничения контроля и надзора в сфере государственного управления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 18, № 44.
  • Волков, А. М. ISBN 5392185983.
  • Гусейнова, С. Ф. Юридическое различие государственного контроля и надзора, их функции // Символ науки. — 2015. — № 5. — 2410-700X.
  • Макарейко, Н. В. 21.5 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика // Административное право. Конспект лекций. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Высшее образование, 2009.
  • Осипов, Д. А. О понятиях «государственный контроль», «государственный надзор» и «тотальный контроль над личностью» / Д.А. Осипов, В. М. Большакова // Власть. — 2015. — № 5. — С. 136—140. — 2071-5358.
  • Подшивалов, Ю. И. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31.
  • Попов, Л. Л. Административное право. Учебник / Л. Л. Попов, Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко ; под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005.
  • Туровская, В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — Т. 31, № 3.

Государственный надзор.

© 2023 altai-ses.ru, Россия, Новосибирск, ул. Державина 1, офис 69, +7 (383) 297-28-39